Частные облака и частные самолеты

Большие затраты порождают серьезные вопросы

Какой будет ваша реакция, если вы узнаете, что компания содержит парк частных самолетов? Значит ли это, что она разумно расходует деньги акционеров? Появятся ли у вас опасения, что подобные траты не оправданы и не выдержали бы тщательной проверки? Учитывая огромные расходы на содержание частных самолетов, объективный финансовый анализ показывает, что выгоднее использовать услуги коммерческих авиакомпаний, тем более что в случаях крайней необходимости всегда можно купить билеты бизнес-класса.

Такие же вопросы должно вызывать наличие у компании частных дата-центров. Высокие расходы на их содержание и обслуживание заставляют искать другие варианты. И таких вариантов сегодня великое множество: от сервисов SaaS до публичного облака.

Переход от частных дата-центров в пользу облачных решений стал актуален благодаря небольшим и средним компаниям, у которых возникла потребность в автоматизации бизнес-процессов. Перед ними встал вопрос: есть ли смысл, имея в штате всего дюжину сотрудников, тратить время на обслуживание серверов и другого оборудования? Стали бы они нанимать авиамехаников и пилотов только потому, что путешествуют?

Во-первых, это приведет к непомерным расходам, а во-вторых, ИТ-специалисты не смогут поддерживать свой уровень компетенций на должном уровне, так как ИТ-инфраструктура не является основным приоритетом организации. ИТ-специалистам в небольших и средних компаниях нужно больше фокусироваться на бизнес-приложениях, которыми пользуются их коллеги и клиенты – именно это приносит реальную пользу и преимущества в конкурентной борьбе.

Крупные предприятия не желают принимать эту действительность. Компании стоимостью в несколько миллиардов долларов могут позволить себе потратиться на собственные дата-центры и частные самолеты в ангарах. Но такие покупки часто не имеют под собой веских оснований.

К примеру, некоторые говорят о безопасности, и сначала кажется, что они правы. Разве данные в частном дата-центре находятся не в большей безопасности? На самом деле, сегодня для взлома редко используется физический доступ к компьютеру. Большинство приложений доступны в любом месте, так как их основная цель – связь бизнеса с потребителями и поставщиками. Поэтому данные нужно защитить от наиболее вероятной атаки – через Интернет. И это относится ко всем приложениям, независимо от того, где они установлены: в частном дата-центре или в публичном облаке. И хотя ранее пользователям публичных облаков было гораздо сложнее пройти сертификации (HIPPA и PCI), чем владельцам частных дата-центров, сегодня эта разница нивелировалась и не является основанием для покупки частного дата-центра.

При авиаперелетах тоже возникают вопросы по безопасности. Конечно, публичные авиакомпании не могут гарантировать абсолютной надежности, но они обслуживают самолеты и обучают операторов в соответствии с отраслевыми стандартами. Результатом их постоянных усилий стала система, предоставляющая поразительный уровень безопасности. Нет оснований полагать, что частные самолеты надежнее (по некоторым данным, частные самолеты могут представлять даже больший риск, хотя тоже очень незначительный). У провайдеров публичного облака такая же мотивация, и уже сейчас они предлагают надежную и безопасную инфраструктуру и постоянно совершенствуются в своей отрасли.

Еще одна возможная причина выбора частного решения – гибкость. На частных самолетах можно летать по таким направлениям и такому расписанию, какими не может похвастаться ни один коммерческий перевозчик, особенно если речь идет о редких пунктах назначения. Возможно, время руководителя настолько ценно, что затраты того стоят. Но неужели компании нужна такая индивидуальная настройка, которую невозможно получить как услугу? На данный момент Amazon предлагает более 50 вариантов ресурсов, оптимизированных для вычислений, записи и хранения. Эти и другие облачные провайдеры каждую неделю предлагают новые продукты: сетевое общение, базы данных, аналитику и поддержку интернета вещей. Какое частное предприятие сможет выдержать такой темп?

Наконец, кто-то может доказывать, что частные дата-центры сокращают расходы, и ежемесячные затраты на облако, как и на авиаперелеты, могут вызвать вопросы у грамотного руководства. Но правильный ответ кроется в рациональном использовании ресурсов. К примеру, резервирование экземпляров виртуальных серверов можно сравнить с ранним бронированием авиабилетов – это почти всегда выгоднее покупки самолета.

Авиакомпании и облачные провайдеры пользуются широкими экономическими преимуществами. Их капиталовложения намного эффективнее, поскольку совокупные активы, такие как самолеты и серверы, могут использоваться постоянно. Операционные расходы снижены за счет покупки топлива и электричества по оптовой цене. А самый ценный ресурс – эксперты – могут постоянно оттачивать свои навыки, так как это неразрывно связано с миссией компании.

Когда Уоррен Баффет, крупнейший в мире инвестор, в 1989 году купил частный самолет, он назвал его «Неоправданный» («The Indefensible»), так как считал такие затраты излишеством. Его позиция изменилась после покупки компании NetJets, которая предлагает долевое владение частными самолетами. Возможно, однажды частные дата-центры станут столь же неоправданны. Между тем Баффет неоднократно высказывался в пользу «облачных» инвестиций. Ожидается, что число бизнесменов, поддерживающих такое решение, будет только расти.

Перевод: Эльвира Шабалина


Вернуться к журналу